Приветствуем Вас на нашем историческом сайте!

 

 

 

Наша истрическая программа:

Выпуск № 1

Выпуск № 2

Выпуск № 3

Выпуск № 4

 

 

 

 

 

 

 

История Древней Греции

 

История Греции берет начало в глубине столетий. На протяжении многих веков в жизни этого государства было множество значимых, важных и интересных событий. Рассмотреть все их, пожалуй, можно только в какой-нибудь энциклопедии, а потому следует пока остановиться лишь на ключевых моментах. При этом греческая цивилизация на весь мир оказала огромное, мощное воздействие, а потому история Греции, по сути, неразрывно связана с историей многих стран и культур.

 

За точку отсчета можно взять 6000 годы до нашей эры, эпоху неолита. Как говорят историки, именно в этот период и зародилась греческая цивилизация, изначально став расой мыслящих и умных людей. Мастерство, с которым в каменном веке древние греки изготавливали орудия и предметы быта, поистине удивительно. Страна активно развивалась и благодаря удобному географическому положению. Некоторые аналитики считают, что успеху греческой цивилизации способствовало и иное, нежели у других народностей, отношение к женщинам. Такого высокого положения и мощного влияния на политику, как в 4000 годах до нашей эры, в Греции (тогда – на Крите), женщины более не имели никогда.

 

Вся история древней Греции имеет непосредственную связь с морем. Но море, помогая процветанию государства, поспособствовало и его упадку. В 1500 году до нашей эры вблизи острова Санторин, что недалеко от Крита, произошло сильнейшее землетрясение, с которого и начался упадок греческой цивилизации.

 

Чуть позже, в 1400 году до н.э. произошла ассимиляция ахейских и микенских племен. Ахейцы, придя на территорию древней Греции, принесли с собой много нового, с их появлением берет начало и новая история культуры древней Греции. Ассимиляция помогла микенам существенно упрочить свое положение в мире, мы знаем данный период по произведениям Гомера, это было время Ясона, Тесея и Геракла. Разумеется, и у этой эпохи в древнегреческой истории было свое логическое завершение, им стала Троянская война. Она подорвала мощь цивилизации микенов, и в Грецию пришли дикие северные племена дорийцев.

 

С их приходом история Греции вступает в новый период, именуемый Гомеровским. Страна после того, как ее захватили северные племена, несколько деградировала, но это не смогло остановить развития, история и культура Греции постепенно возвращаются на тот высокий уровень, который был изначально присущ этому государству. Именно в это сложное время (1000 годы до н.э.) происходит формирование греческого языка, пишутся мистерии, мифы, формируются культы, о которых мы знаем по сей день.

 

Следующей вехой, которая так важна, когда описывается история античной Греции, служит период архаический, время, когда был заключен известный Пенелопейский союз со Спартой. Годы эти отмечены процветанием, растет экономика Греции, активно развивается культура. Мы знаем об этой эпохе, в том числе, и по рассказам о суровой спартанской жизни, но именно эта строгость и обеспечила стране процветание. Помогли развитию страны и принятые Солоном законы, и диктатура Писистрата, и демократическое правление Клисфена. Спарта и Афины, находясь в постоянном соперничестве, продолжили политику свою и далее, когда наступила классическая эпоха.

 

 

 

Итак, периоды истории древней Греции завершаются в 500 годах до н.э., время это ознаменовано военными действиями в отношении персов, война продолжалась два десятилетия. Окончательную победу Греция одержала не сама по себе, а в сотрудничестве с Афинами. Постепенно наступает золотое время для афинского правительства, конечно, подобное положение дел кардинально не нравится спартанцам.

 

Начинается история развития Греции, связанная с таким именем, как Александр Македонский. Он объединил страну в 337 году до н.э., Македония стала настоящим спасением для Греции, к тому времени государство отличалось высоким уровнем развития военного дела, экономики, технологии. Александром была начата победоносная война против тех же персов, за 9 лет он сумел создать новую, мощную и процветающую империю. Стремясь создать мощное и сильное государство, Александр Македонский женился на дочерях персидских правителей, надеясь тем самым смешать две враждующие культуры, но его порывы не были оценены. Умер великий полководец в возрасте 33 лет.

 

С его смертью древняя Греция входит в новую эпоху. Ускоряется распад империи, едва заметный до того времени. Начался эллинистический период, весьма интересный для историков – огромная империя была поделена на несколько небольших автономных государств, правили которыми бывшие военачальники армии Македонского. Это время, когда история искусств древней Греции уступает место коммерции и предпринимательству.

 

Преемниками греческой культуры стали римляне, именно они донесли до современников все ценное и важное, что было у древних греков. В частности, история архитектуры Греции древнего периода и архитектура Рима связаны, прослеживается теснейшая связь. Но и Римская империя, несмотря на всю мощь и силу, пала, как и многие иные империи прошлого. Началось новое время, эпоха, когда сформировалось иное мировоззрение, не то, что многобожие и язычество.

 

Большое значение в развитии Греции имеет Византийская эпоха. Это время, когда активно развивается история искусств Греция, расцветая и возвышаясь, принимает и социальные законы, в том числе те, что защищают детей и женщин. В 1453 году пала и она, несмотря на всю силу, под натиском османцев. Правление турецких племен можно считать самой страшной, самой черной главой в истории Греции. Если освещается история древней Греции кратко, то можно сказать, что это были годы, когда страна активно сопротивлялась и боролась, пытаясь вернуть себе право на свободное вероисповедание и возможность жить по своим законам.

 

Революция свершилась по велению православной церкви, в 1821 году. Чуть позже, в 1823-1825 году Грецию раздирали гражданские войны. Но умелые действия правительства привели к тому, что появилась именно та история возникновения Греции, которая нам сегодня известна. Стране вернулась часть Эпира и Ионические острова. Постепенно весь Эпир перешел к Греции, стал принадлежать ей и Измир, и Фракия (в результате военных кампаний Первой мировой).

 

По сути, это и есть история Греции кратко. Современное государство начало развитие после войны, когда страна получила обратно Родос и была освобождена вся материковая часть страны. В 1974 году начинается новый, европейский период в жизни Греции, когда был подписан договор о прекращении военных действий с Турцией (шла война за территории). С 1991 года Греция история страны – это современное государство, вступившее в ЕЭС.



 

Философы и мыслители

Тема философов и мыслителей близка каждому человеку. Дело даже не в том, что без изучения курса философии не обходится не одно высшее образование, и не в том, что легенды о философах древнего мира намертво вошли в нашу жизнь, а в том, что каждый из нас от мала до велика по-своему философ и мыслитель. Читая те или иные трактаты, мы пытаемся найти в них какие-то совпадения с собственной системой восприятия мира.

Сколько философов вы можете назвать навскидку – пять, десять? Возможно, большинство из них будут относиться к периоду Древней Греции – колыбели демократии, ораторского искусства и культа красоты. Кого бы мы не назвали из авторов литературных произведений того времени, его можно безболезненно причислить к выдающимся мыслителям античности. А Диоген с его бочкой? Это был не единственный философ, который осмелился говорить на равных с сильными мира сего, но единственным человеком, который смог сказать Александру Великому, завоевавшему полмира: «Отойди, ты закрываешь мне солнце».

Мы можем не помнить, кто это сказал, но регулярно используем в речи такие выражения как «Я знаю, что я ничего не знаю», «Платон мне друг, но истина дороже». Названия философских школ в языке уже стали нарицательными: гедонисты, эпикурейцы, циники. С древнегреческого философия переводится как «любовь к мудрости» - на этом обычно любые попытки идентифицировать эту науку заканчиваются. Философы говорят нам о собственном мировоззрении, о месте человека в жизни, труде, счастье, физической и моральной смерти, и о других вещах, которые беспокоят человеческий ум. «Кто я? Откуда я пришел и куда я уйду? Где мое место в мире?» - вот основные вопросы, которыми занимались мыслители во все времена. На Востоке больше внимания уделялось человеку, самопознанию и самореализации, Запад всегда был больше ориентирован на социум и рассматривал человека с точки зрения общества.

Часть вопросов, поставленных перед самим собой, человечество так и оставило нерешенными, как, например парадокс Мура. Долгое время неразрешенными оставались и парадоксы (апории) Зенона, которые отрицали пространственное и временное движение тел. Самая известная из них это, пожалуй, Ахиллес и черепаха, кстати, догонит ли Ахиллес черепаху, окончательно установили только в девятнадцатом веке. Если бы не атомистическая теория, то древнегреческая математика после парадоксов Зенона просто не вышла бы из кризиса.

К современным течениям философии относится более двух десятков школ: экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, либерализм, структурализм и другие. Образование новых философский структур часто связано с разрушением или трансформацией старых, поэтому некоторые имена упоминаются в двух, а то и большем количестве школ. Например, Карл Поппер считается как основателем постпозитивизма, так и представителем критического рационализма.

У такой философии как эпикуреизм (названной по имени грека Эпикура) было несколько жизней. Причем, что интересно, нам сейчас не столько известны греческие эпикурейцы, сколько представители французского эпикуреизма XVII—XVIII века. Многие ученые и писатели увидели в этике удовольствия свет при выходе из тоннеля средневековой философии. Валла, Гольбах, Дидро, Гельвеций проповедовали разумный эгоизм, который, однако, не исключал основных постулатов церкви, однако их все равно записали в ряды вольнодумцев.

Когда-то философы воспитывали величайших правителей и были носителями наук. Чуть позже за философские и научные взгляды людей сжигали на кострах. По прошествии еще веков четырех философы вышли из тени и начали играть роль либо государственных деятелей, либо отдельных единиц, либо переквалифицировались в ученых – но все это не так повлияло на «любовь к мудрости», как новые времена. Сейчас мы можем свободно высказывать свои мысли, а название философ уже стало нарицательным.

 

 

История Древнего Египта

Ж.Ф.Шампольон (1790-1832)- французский египтолог - расшифровавший секреты иероглифической письменности, изучив трехъязычную надпись на Розеттском камне.

1. Первый додинастический период (начало IV тысячелетия до н.э.). Начало разложения родовых отношений.

2. Второй додинастический, или герзейский (от названия деревни Герзе), период (середина IV тысячелетия до н.э.). Появление социальной дифференциации, создание элементов ирригационной системы, появление первых номовых государственных образований. В конце периода - создание Верхнеегипетского (22 нома) со столицей Эхнаб (Нехен) и Нижнеегипетского (20 номов) со столицеё в Буто, царств.

3. Объединение двух царств. Раннее царство. Правление "нулевой", I -II общеегипетских династий. (основатель Мина - по Манефону).Образование единого общеегипетского государства (33 - 29 вв. до н.э.), столица Мемфис. Победили представители Верхнего Египта. Началось строительство гробниц в Абидосе. Источники - летопись на плите, хранящаяся в Палермо (Сицилия) - Палермский камень. В летописи - краткое перечесление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии.

4. Централизация Египта в эпоху Древнего царства. Правление III-VI династий (основатель Джосер) (28-23 вв. до н.э.). Символом укрепления и централизации власти в эту эпоху стало строительство пирамид, величина которых подчёркивала божественное происхождение фараонов. Первой крупной пирамидой была - пирамида Джосера в Саккара (архитектор - Имхотеп), высота 60 метров, а при фараонах IV династии (28-26 вв. до н.э.) строительситво пирамид достигло апогея: пирамиды Хуфу (Хеопс), Хафра и Менкаура,

единственные из семи чудес света, дошедшее до нас. К концу Древнего царства влияние приобрела номовая аристократия. Власть децентролизоовалась. Источники папирус Вестакар, Геродот. Архив храма Неферикара (V - династия, 25-24 вв. до н.э.). Найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства.

 

5. I Переходный период (VII-X династии, 23-21 вв.до н.э.). Распад единого египетского государства на отдельные номы. Борьба Гераклеополя (номы Южной Дельты и Среднего Египта) и Фив (Южного Египта) за объединение Египта. Фивы победили во главе с Ментухотепом - он же основатель XI династии.

6. Возрождение централизованного египетского государства в эпоху Среднего царства. Правление XI-XIII династий (середина 21-18 в. до н.э.). Развитие Фаюмского оазиса. Фараоны - от плоти считались божественными сынами бога Ра. Источники - архив жреца Хеканахта 21 век, XI династия.

7. II Переходный период (XIV-XVII династии, конец 18 - середина 16 в. до н.э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта гиксосами. Источники: "Речение Ипусера", "Речение Неферти". Египет стал частью обширного гиксоского государства (на 130 лет), объединявшего Египет, Синайский п-ов, Палестину и Сирийскую степь. Административный центр - Аварис в Восточной части Дельты. С 17 в. власть гиксосы теряют, и возрастает самостоятельность номов. Фивы (на юге) возглавили движение против гиксосов. Фараон Яхмос изгнал гиксосов, прогнав их в Палестину

8. Расцвет египетской цивилизации в эпоху Нового царства. Правление XVIII - XX династий (16-11 вв. до н.э.). Создание египетской империи. Появляются колесницы, защитные панцири. Активная завоевательная политика. Границы Египта при Тутмосе III достигли верховьев Ефрата. Нил стал египетским на 3200 км, до IV порога. Религиозно-политическая реформа Эхнатона.

(XVIII - династия). Цель - снижение влияния фиванского жречества, которое набрало силу после победы над гиксосами. Фараон Аменхотеп IV 1365-1348 до н.э. выдвинул на первое место культ бога солнечного диска - Атона, вопреки Амону-Ра, почитающимся фиванскими жрецами. Аменхотеп указом объявляет Атона верховным богом, а себя называет Энатоном (угодный Атону) или (Животворящий дух Атона ). Эхнатон покидает ненавистные ему Фивы, и переселяется в Ахетатон (Телль-эль-Амарна). Атон, как единое божество не имел ни божественной супруги, ни божественного потомства. Атон олицетворял могущество животворящего солнца. Но вскоре потомки Эхнатона (Тутанхатон) отменили культ Атона. Тутанхатон перенёс столицу в Мемфис, и назвался Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено. 

XIX династия. Восстановление внешнего могущества Египетской державы началось с Хорембеха (1334-1306 гг. до н.э.) - выходец из номовой знати. Его политику продолжили преемники Рамсес I и Сети I, и особенно  при Рамсесе II (1290-1224 гг. до н.э.). Походы Рамсеса II против Хеттского государства за господство в Восточном Средиземноморье. В результате мирный договор в 1270 г. до н.э. между Рамсесом II и хеттским царём Хаттусили III. Текст этого договора обнаружен на двух египетских храмов в Фивах и в архиве хеттских царей в их столице Хаттусе (совр. Богазкёй). Северная Сирия и Финикия отошла Хеттам, Южная Сирия и Финикия с Палестиной - Египту. Строилось множество крепостей на захваченных территориях: Нубии, Сирии, Палестине. Велось интенсивное освоение Дельты Нила. Строятся храмы Амона в Луксоре и Карнаке (Фивы), заупокойный храм фараона - Рамессей.  Обширный храм Осириса был построен в религиозном центре Абидосе, несколько храмов в Нубии (например, в Абу-Симбеле, украшённый четырьмя 20-метровыми статуями Рамсеса II, у ног которого высечены 200 статуй его жён и детей. При преемниках Рамсеса II происходит усиление номархов, и ослабление центральной власти, происходит смута в Египте (Из папируса Харрис). Потеряны владения в Сирии и Палестине, "народы моря" опустошали Восточную часть владений, с запада нападали ливийские племена.

Основатель XX династии Сетнахт 1200 до н.э., из вельмож, стабилизировал обстановку в Египте. Его сын был назван Рамсес III (1990-1159 гг. до н.э.). Он разгромил ливийцев и отразил набеги "народов моря", подавил восстание ремесленников, занятых на строительстве фиванского некрополя. Для поддержки жрецов Рамсес III щедро одарял храмы: землями, золотом, рабами и т.д. Вероятно из-за влияния жречества во дворе против Рамсеса III был задуман заговор. При последующих фараонах, власть в Египте снова начинает слабеть. Египет теряет Сирию и Палестину. 

Источники Анналы Тутмоса III, записанные на стенах храма Амона-Ра и Карнаке (город Фивы), инструкции его визира (сановника) Рехмира; архив Ахетатона (совр.Эль-Амарна), 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке II тыс. до.н.э.: переписка Аменхотпеа III и Эхнатона, членов царской семьи с првителями Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии. Параллельно найдены документы переписки в Богазкёе (Анкара). Сопоставления архивов подтверждают достоверность данных, а также подтверждаются астрономическими данными. Текст договора 1270г. до н.э. между Египтом и Хеттским царством. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамссеуме). В богаскёском архиве найдена табличка с текстом того же договора, написанная клинописью. "Большой папирус Харрис"- об упадке и смуте в Египте при XX дин., 12 в. XX династия. Стела Пианха - о завоевании Египта кушитским царём Пианхи.

 

9. III Периходный период (XXI династия, 11-10 вв. до н.э.). Упадок Египта. Ок 1075 г. до н.э. после смерти Рамсеса XI XX династия прекратилась. Власть на Юге перешла в руки верховного жреца бога Амона Херихора, а на севере, в Танисе, - в руки некого Смендеса (Несубанебджеда), основавшего XXI династию, правившую лишь в Нижнем Египте. Земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание, с исчезновением общеегипетской центральной власти постепенно превращаются в их полную собственность. Поздний Египет не ведёт завоевательных войн, а сам становиться объектом завоевания.

10. Позднее царство. Египет под властью иноземных династий (XXII-XXVдинастии, 11- 8 вв. до н.э.). В начале X веке до н.э. ливийцы, получавшие за службу в армии, полиции и личной гвардии фараона земельные участки, и иные вознаграждения - наводнили Дельту. Ок. 945 г. до н.э. на престол вошёл представитель одного из знатных ливийских родов Шешонк I, основав  XXII дин. (ок.945-722 гг. до н.э.). Столица Бубастис в Дельте (династия Бубастидов). В 930 г. до н.э. Шешонк I взял Иерусалим и большое число городов Иудеи. В Дельте велось масштабное правительство: "двор Бубастидов" и др. В IX в. до н.э. наблюдается децентрализация, и сама династия распалась на ветви, обосновавшиеся в различных городах: Бубастисе, Мемфисе, Гераклиополе. Ок. 808 г. до н.э. правитель Таниса объявил себя царём всего Египта и начал новую, XXIII дин.(также ливийскую). XXII и XXIII династии правили паралельно до 730г. до н.э., когда Египет был завоёван нубийцами (Куш).  Возрождение Египта при саисской (XXVI) династии (7-6 вв. до н.э.). Окончательно завоевание Египта нубийцами (или эфиопами) - в 712 г. до н.э. В 674-671 гг до н.э. ассирийцы завоевали Египет. В 655 г. до н.э. правитель Саиса Псамметарх I вытеснил ассирийцев из Египта. Началась новая XXVI Саисская династия (664-525 гг. до н.э.). Бурное развитие торговли в Средеземноморском районе, ориентация уже на греческих наёмников. 525г. до н.э. началось завоевание Египта персами. 

11. Завоевание Египта Персией и включение его в состав Персидской державы (Ахемениды) (XXVII-XXX династии, конец 6-4 в. до н.э.).525г. до н.э. началось завоевание Египта персами. XXVII династия - основатель Персидский царь Камбиз. Период первого персидского владычества (525 -404 гг до н.э.). Ксеркс (486-465 гг до н.э.) начал конфискацию в храмах Египта. В Египте начались восстания. Только в 404 г. до н.э. правитель Саиса Амирт - (XXVIII дин. 404-398 гг до н.э.) - изгнал персов из Египта. XXIX, XXX дин. отражение персидского вторжения. в течении IV в. до н.э. Но в 343 г до н.э. Артаксеркс III сумел завоевать Египет. Второе персидское правление (343-332 гг до н.э). Массовые конфискации в храмах. Держава Ахеменидов правила в Египте до 332 г. до н.э., когда при Дарии III в Египет вошли войска Александра Македонского, принявшего титул фараона. С этого момента Египет входит в культурно-исторические границы античного мира и вступает в новый, эллинис

 

Конструктор сайтовuCoz