ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

 
 

Античные историки считали, что города создаются или героями, или богами. Согласно легенде, Рим был основан Ромулом в 753 году до н.э. Этот миф, однако, соответствует реальным историческим событиям.
Рим поистине "вечный город", и не только потому, что, выйдя из тьмы варварства в VIII веке до н.э., он продолжает стоять на берегах реки Тибр и в наше время. За свою более чем двухтысячелетнюю историю он прошел путь от маленькой крестьянской общины до мировой державы, создав культуру, которая легла в основу нашей цивилизации. Герои Рима спустя тысячу лет после его падения остались постоянными спутниками человека европейской культуры.

А начиналась история Рима в нижнем течении реки Тибр на Апеннинском полуострове. Здесь на левом берегу Тибра расположена цепь холмов, возвышающихся над болотами. Самое раннее поселение римлян, одного из племен латинян, появилось на холме Палатин. С крутыми склонами, окруженный болотами, он был удобным убежищем от врагов. Рядом проходила "соляная дорога", по которой в глубь Италии доставляли выпаренную из морской воды соль. Место было бойким, оживленным. Постепенно, вокруг поселения на Палатине объединяются поселки, расположенные на соседних холмах - Эсквилине, Квиринале, Целии, Капитолии, Виминале и Авентине. Поэтому Рим часто называют "городом на семи холмах".
Позднее римляне создали легенду, согласно которой основателем Рима был царь Ромул, и даже очень точно высчитали дату этого знаменательного события - 21 апреля 753 года до н.э. Родословную основателя города они возвели к легендарному троянскому герою Энею. После разрушения Трои он с помощью богов прибыл в Италию, где и основал Рим.
После Ромула, по свидетельству древнеримских историков, в Риме на протяжении VIII - VI веков до н.э. правили еще шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Поэтому этот период в истории Рима получил название "царский". В это время Рим постепенно превращается из примитивной варварской общины в город-государство. По преданию, Ромул придал общине правильную организацию, создал сенат - совет старейшин из ста человек, который вместе с царем и народным собранием стал управлять Римом. Первых трех царей, включая Ромула, современные историки считают фигурами легендарными. Цари же так называемой "этрусской династии", Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, являлись реальными историческими деятелями. Они были этрусками по происхождению, и история их воцарения в Риме до сих пор вызывает споры среди ученых. Одни считают, что они просто переселились в Рим и были избраны там царями, другие настаивают на завоевании Рима этрусками.

 

 

 

Этруски в VII-VI веках до н.э. стояли на более высоком уровне развития, чем римляне, поэтому с воцарением в Риме этрусской династии меняется и облик города, и сам характер царской власти. Например, Сервий Туллий обнес город крепостной стеной и провел очень важную реформу. Он разделил всех жителей Рима на пять имущественных классов и распределил, в зависимости от их состояния, права и обязанности населения города. Правление же последнего царя, Тарквиния Гордого, осталось в памяти римлян как жестокая тирания. Дело в том, что этрусские цари стремились присвоить себе всю полноту власти в общине. При них появились внешние знаки отличия высшей власти: цари носили пурпурное одеяние, восседали на троне из слоновой кости, их сопровождала свита ликторов из 24 человек, несущих фасцы - связки прутьев с топором в середине. Фасцы означали право царя решать вопрос о жизни и смерти любого члена общины. Это усиление власти царей вызывало недовольство сената, с которым цари все реже совещались и против воли которого проводили свою политику. Поэтому и Тарквиний Древний, и Сервий Туллий были убиты, а против Тарквиния Гордого знать подняла восстание, сумев привлечь на свою сторону римский народ. Тарквиний Гордый и весь его род были изгнаны из Рима, а царская власть навсегда отменена. Всякий, кто пытался ее восстановить, объявлялся врагом римского народа и приговаривался к смертной казни. Событие это, как считают древнеримские писатели, произошло в 510 году до н.э.
Вместо царей в Риме стали ежегодно избирать двух должностных лиц - консулов. Консулы, т.е. "совещающиеся вместе", получили высшую власть, которой раньше обладали цари. Но поскольку этой властью в равной мере наделялись оба должностных лица и время пребывания их в должности ограничивалось сроком в один год, консулы оказывались под сильным контролем сената, членство в котором было пожизненным. Именно сенат с этого времени располагает всей полнотой политической власти в общине. Постепенно число должностных лиц увеличилось, а в случае большой военной опасности стали назначать диктатора - единоличного правителя - сроком на полгода. Этот период в истории Древнего Рима получил название "республиканский". В ранней римской республике (V - IV века до н.э.), помимо деления граждан на пять имущественных классов, существовало еще деление на два сословия: патрициев и плебеев. Патрициями в это время называли римских аристократов, из среды которых избирались магистраты - лица, занимавшие высшие должности. Плебеи - масса, народ - были свободным, но не полноправным населением Рима. Многих плебеев за долги обращали в рабов. Они не принимали участия в управлении государством. Уже с самого начала V века до н.э. между патрициями и плебеями разгорелась острая борьба. Плебеи боролись за уничтожение кабального долгового рабства и утверждение гражданского равноправия. Эта борьба растянулась на два столетия.
Рим с самого начала своей истории вел постоянные войны с соседями либо за сохранение своей независимости, либо за захват чужой земли. Эти войны требовали напряжения сил всего народа, поэтому патриции были вынуждены делать некоторые уступки плебеям. Первой их победой было получение права избирать народных трибунов, которые должны были защищать плебс от произвола патрициев. С помощью народных трибунов плебеи смогли усилить давление на знать. В 451 - 450 годах до н.э. была произведена запись законов, получивших название "Законы XII таблиц". Они не уничтожили кабального рабства, но ограничили произвол патрицианских магистратов и положили начало римскому гражданскому праву.
Борьба патрициев и плебеев шла одновременно с борьбой Рима сначала за укрепление своего положения среди латинских племен в Лациуме, затем с италийскими племенами Средней Италии, греческими полисами Южной Италии и этрусскими городами. Войны эти были тяжелыми, и не всегда римляне одерживали победы. В 390 году до н.э. Рим был захвачен галлами - племена пришедшими в Италию с севера и обосновавшимися в долине реки По. Галлы разрушили и сожгли город, и только небольшой отряд римской молодежи во главе с Марком Манлием сумел укрепиться на Капитолии. Галлы не смогли захватить его и долго осаждали. По преданию, когда галлы попытались ночью прорваться на Капитолий, священные гуси храма Юноны разбудили спящую стражу и спасли Рим. Галлы, удовлетворившись большим выкупом, ушли на север Италии.
Во время одной из войн с союзом самнитских племен Средней Италии римляне попали в засаду в узком лесистом Кавдинском ущелье. Консулы, возглавлявшие армию, были вынуждены принять все условия, продиктованные самнитами, и, сверх того, вся римская армия была подвергнута тяжкому унижению. Сдав оружие, полураздетые воины по одному прошли под игом - сооружением из трех копий в виде буквы "П".
Но поражения не останавливали римлян. Собравшись с силами, учтя свои ошибки, они вновь бросались в наступление. Война давала большую добычу и, главное, землю, которой всегда не хватало крестьянам. Выгоды от завоеваний ощущали все члены общины, и это объединяло их. К 60-м годам III века до н.э. почти вся Италия была завоевана римлянами. Завоеванные города и общины объявлялись союзниками Рима и, сохраняя права внутреннего самоуправления, должны были поставлять в римскую армию вспомогательные воинские отряды. Некоторые самые привилегированные общины получали права муниципий - их жители, переселившись в Рим, имели права римского гражданства.

Превращение Рима из маленькой, никому не известной крестьянской общины во властелина всей Италии не только поразило его современников, но заставило и самих римлян задуматься над причинами своих побед. Римляне объясняли их идеальным политическим строем своего государства и превосходством своих нравов и обычаев над обычаями других народов. Они были уверены, что их город специально создан богами для того, чтобы, завоевав другие народы, установить во всем мире свой порядок. Высшими добродетелями римляне считали храбрость, выносливость, трудолюбие, непреклонную честность и справедливость.
После завершения борьбы патрициев и плебеев (287 год до н.э.) в Риме окончательно сложился полисный тип государства, такой же, как и в Греции. Каждый гражданин римской общины имел право на земельный участок и долю в военной добыче. Все граждане в равной мере были ответственны перед законом, и нельзя было обратить гражданина за долги в рабство. Народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом. Но простые люди практически не могли занять высшую должность в государстве и получить доступ в сенат. Политический строй Рима носил ярко выраженный аристократический характер. Вся власть была в руках знати (нобилитета), которая тщательно охраняла магистратуры и сенат от проникновения людей незнатного происхождения. Высшей ценностью для римского гражданина был сам Рим, поэтому каждый должен был в первую очередь заботиться о благе всей общины и в последнюю - о своем. Однако постоянные войны требовали не только единства всех граждан, но и мужества каждого в отдельности. Поэтому в римской культуре, как ни в одной культуре Древнего мира, проявились уважение и интерес к личности. В домах знатных семей хранили изображения предков, прославившихся в военных походах или способствовавших процветанию общины.
Подчинив своей власти Италию, Рим устремил жадные взоры на богатый и плодородный остров Сицилия. Это была завидная добыча. Но чтобы ее захватить, Риму пришлось бы помериться силами с крупнейшей державой Западного Средиземноморья, Карфагеном. Этот город был основан на северном побережье Африки еще во IХ веке до н.э. финикийцами, с давних времен имевшими славу мореходов и купцов. Римляне же своего флота не имели. В сухопутной схватке их ополчение вполне могло сразиться на равных с армией Карфагена, но на море Карфаген был полновластным хозяином. И все-таки Рим рискнул и вышел победителем в этой войне.
Победа над Карфагеном, а затем над многочисленными полководцами и правителями в районе Восточного Средиземноморья превратила Рим во II веке до н.э. в мировую державу. Эти победы еще больше убедили римлян в их превосходстве над всем миром. Однако греки считали римлян жестокими, кровожадными и невежественными. Особенно ярко эти качества проявились в любви римлян к грубым зрелищам, вроде кулачных боев, гладиаторских сражений и травли зверей. Обычай устраивать гладиаторские бои в память умершего человека появились в Риме под влиянием этрусков. Но потом смертельные схватки вооруженных людей стали устраиваться на арене цирка на потеху зрителям.

 

 


После великих завоеваний древние нравы и обычаи, которыми так гордились римляне, подверглись суровому испытанию богатством и властью. И не выдержали его. Победоносные войны давали Риму огромную добычу: деньги, драгоценное оружие, золотую и серебряную утварь, произведения искусства, многие тысячи рабов - все это нескончаемым потоком текло в Рим. Обогащались воины, а еще больше - победоносные полководцы. Солдаты провозглашали их императорами - победителями, а сенат давал право на триумф - торжественный проезд на колеснице, за которой шло войско и проносилась награбленная в войне добыча. Завоеванные страны обращались в римские провинции, т.е. земли, добытые победой в войне и принадлежащие всей общине. Они облагались налогом, должны были содержать находящиеся на их территории войска и наместников. Наместники назначались сенатом из числа бывших высших магистратов. В Рим они обычно возвращались с огромными состояниями, да и для рядовых граждан Рима в провинциях открывались большие возможности для обогащения. Римляне почувствовали вкус к богатству и роскоши. Полководцы и наместники, распоряжающиеся, словно цари, судьбами целых народов, привыкали к поклонению и почестям, воздаваемым им в провинциях.

Но если бы только превосходство римских добродетелей и сила оружия создали огромную Римскую державу, вряд ли она просуществовала бы так долго. Римляне очень быстро поняли, что успех зависит не только от военной силы, но и от умения находить наилучшие формы сосуществования с побежденными. Они умели не только грабить, но и учиться. Высокомерное отношение к соседям удивительным образом сочеталось с открытостью римской культуры, сохранявшей при этом свою самобытность. Особенно сильным было влияние греческой культуры, более развитой и в то же время родственной римской. Знатные римляне, считая достойным для себя занятием военную и политическую деятельность, готовы были тратить целые состояния на образованных рабов, которые становились их домашними учителями. Греческие философы, риторы, грамматики и поэты прививали своим хозяевам вкус к философии, поэзии и театру. Получая затем свободу от благодарных господ, они становились вольноотпущенниками - хоть и не полноправными, но свободными членами римского общества. Их дети уже считали себя римлянами и гордились своей принадлежностью к великому народу не меньше, если не больше самих римлян. Конечно, не все в Риме с восторгом относились к проникновению в жизнь общества чужеземных обычаев. Часть знати с опасением смотрела на увлечение греческой культурой и образованностью, видя в этом серьезную угрозу для римской доблести.
Во II веке до н.э. усложняется общественная жизнь Рима. Длительные военные походы, надолго отрывая крестьян от их наделов, приводили к разорению мелких хозяйств. В Риме и других городах Италии появляется много свободных граждан, не имеющих средств к существованию и требующих от своей общины земельных наделов. Рим постепенно начинает втягиваться в полосу смут. Став богатым властелином мира, он вдруг почувствовал, как начинает слабеть его оружие. С большим трудом удалось разгромить в Третьей Пунической войне слабый, лишенный былого могущества Карфаген; в Испании свободолюбивые местные племена наносят ощутимые удары римской армии.

Народные трибуны Тиберий Гракх в 133 году до н.э., а затем его брат, Гай Гракх, в 122 году до н.э. с помощью реформ пытаются ослабить напряжение в обществе и вернуть Риму былую военную славу и мощь. Но правящий нобилитет не желает ничем поступаться даже ради общегосударственных интересов. Не в силах победить братьев с помощью политических мер, знать прибегает к прямому насилию, учинив кровавую расправу над Гракхами и их сторонниками. Возникают сложности в отношениях с италийскими Союзниками. Принимая активное участие в завоевательных войнах Рима, они требуют уравнения в правах с римскими гражданами. Только с помощью оружия в 90-х годах I в. до н.э. союзники сумели получить права римского гражданства. Восстания рабов, самым крупным из которых было восстание Спартака (73- 71 годы до н.э.), сотрясают Италию.
Старая, приспособленная для нужд маленькой гражданской общины, политическая система не в состоянии была справиться с проблемами управления громадной державой. А на политической сцене Рима появляется новая сила - честолюбивые полководцы и верные им армии, готовые идти за своим командиром не только против врагов римского народа, но и против самого Рима. Ведь армия к этому времени уже утратила черты народного ополчения. Воинская служба становится профессией, и благополучие воина теперь зависит от таланта и политического авторитета его командира. Если сенат и римский народ не признают этого авторитета, армия готова добыть его для своего полководца с помощью оружия. Первым воспользовался армией для захвата власти в Риме Луций Корнелий Сулла. Его диктатура (82 - 79 годы до н.э.) положила начало гражданским войнам, раздиравшим Рим полстолетия. Ничто не могло остановить честолюбивых полководцев на пути к единоличной власти. Сподвижник Суллы, Помпей Великий, становится крупнейшей политической фигурой в Риме благодаря своим военным успехам. Правда, он хотел, чтобы сенат признал его власть добровольно, а не будучи принужденным силой оружия. Сенат упорствовал, и тогда Помпей вступил в союз с талантливым политиком и полководцем Гаем Юлием Цезарем.

Однако Цезарь был не менее честолюбив, чем Помпей, и не столь разборчив в средствах. Обретя верную армию в походах против галлов, он с ее помощью захватывает власть в Риме. В 45 году до н.э. Цезарь объявил себя "вечным" диктатором, а в марте 44 года до н.э. он был убит заговорщиками. Они наивно думали, что достаточно убить диктатора, чтобы восстановить власть сената и народа. Вместо этого Рим снова оказался ввергнутым в пучину гражданской войны. Еще долгих восемь лет римляне с невероятным ожесточением уничтожали друг друга. Конец гражданской войне в 29 году до н.э. положил приемный сын Цезаря Октавиан. Рим, наконец, получил долгожданный мир, о котором мечтали все и ради которого были готовы отказаться от республиканских свобод и подчиниться воле единоличного правителя. Октавиан был блестящим политиком, очень точно улавливающим настроения различных слоев общества. Он не стал раздражать римлян откровенной демонстрацией своего всевластия. Объявив себя лишь принцепсом, т.е. "первым среди равных", он провозгласил наступление всеобщего мира и "золотого века". Сенат наградил Октавиана за его заслуги почетным титулом Август - "возвеличенный богами ".

Наступление " золотого века" означало, что Рим как бы достиг той цели, ради которой его создали боги: объединил под своей властью весь "круг земли". Действительно, первые два века, прошедшие после утверждения в Риме политической системы, получившей название "принципат", были временем наивысшего расцвета Римской державы. Рим больше не ведет крупных завоевательных войн. Лишь император Траян (98 - 117 год н.э.) совершает последние присоединения новых территорий. Большинство же правителей занимаются внутренними делами громадного государства. По всей империи возводятся многочисленные города, уменьшенные копии Рима, с цирками, амфитеатрами, термами (банями). Сам Рим из господствующей над завоеванными провинциями общины превращается в столицу единого средиземноморского государства с огромным многонациональным населением. В этом государстве живут уже не граждане, а подданные императора. Все, от сенатора до простолюдина, зависят от его воли, которая стала законом. Вместо равенства граждан возникают отношения личной зависимости, особенно тяжело отразившиеся на положении "маленьких людей", которое все больше приближается к рабскому.
Римляне были гениальными строителями и архитекторами. Они много заимствовали от греков и этрусков, но создали свой - римский стиль архитектуры. До наших времен сохранились такие понятия, как "римская кладка", "римский бетон", "римские своды". Рим был застроен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямолинейными проспектами и улицами, которые пересекались под прямыми углами. На улицах стояли роскошные городские усадьбы (виллы) и доходные дома (фавелы) высотою в 5 - б этажей. Нижние этажи зданий были заняты мастерскими, харчевнями и торговыми лавками, верхние были жилыми. Все жилые помещения имели окна без стекол и рам, в холодное время они отапливались жаровнями с древесным углем. Из-за жаровен часто возникали пожары, которые были особенно опасны, потому что дома стояли вплотную друг к другу. Для борьбы с пожарами были созданы профессиональные пожарные команды, оснащенные насосами и шлангами из кишок животных. Дома имели сливные желоба - клоаки, из которых нечистоты сливались в каналы, расположенные под тротуарами. Мусор, по обычаю, выбрасывали из окон, его собирали и вывозили из города специальные отряды рабов-мусорщиков. Благодаря заботе о чистоте улиц до нашествия варваров Рим не знал ни одной эпидемии. Изначально особое значение для городского устройства имели дренажные сооружения, потому что Тибр регулярно заливал все низины, в которых образовывались застойные озера и болота, ставшие рассадниками малярийных комаров. Не меньшее значение имели и водопроводы, некоторые из которых составляют более 50 км в длину и действуют до настоящего времени.

 



Философы и мыслители

Тема философов и мыслителей близка каждому человеку. Дело даже не в том, что без изучения курса философии не обходится не одно высшее образование, и не в том, что легенды о философах древнего мира намертво вошли в нашу жизнь, а в том, что каждый из нас от мала до велика по-своему философ и мыслитель. Читая те или иные трактаты, мы пытаемся найти в них какие-то совпадения с собственной системой восприятия мира.

Сколько философов вы можете назвать навскидку – пять, десять? Возможно, большинство из них будут относиться к периоду Древней Греции – колыбели демократии, ораторского искусства и культа красоты. Кого бы мы не назвали из авторов литературных произведений того времени, его можно безболезненно причислить к выдающимся мыслителям античности. А Диоген с его бочкой? Это был не единственный философ, который осмелился говорить на равных с сильными мира сего, но единственным человеком, который смог сказать Александру Великому, завоевавшему полмира: «Отойди, ты закрываешь мне солнце».

Мы можем не помнить, кто это сказал, но регулярно используем в речи такие выражения как «Я знаю, что я ничего не знаю», «Платон мне друг, но истина дороже». Названия философских школ в языке уже стали нарицательными: гедонисты, эпикурейцы, циники. С древнегреческого философия переводится как «любовь к мудрости» - на этом обычно любые попытки идентифицировать эту науку заканчиваются. Философы говорят нам о собственном мировоззрении, о месте человека в жизни, труде, счастье, физической и моральной смерти, и о других вещах, которые беспокоят человеческий ум. «Кто я? Откуда я пришел и куда я уйду? Где мое место в мире?» - вот основные вопросы, которыми занимались мыслители во все времена. На Востоке больше внимания уделялось человеку, самопознанию и самореализации, Запад всегда был больше ориентирован на социум и рассматривал человека с точки зрения общества.

Часть вопросов, поставленных перед самим собой, человечество так и оставило нерешенными, как, например парадокс Мура. Долгое время неразрешенными оставались и парадоксы (апории) Зенона, которые отрицали пространственное и временное движение тел. Самая известная из них это, пожалуй, Ахиллес и черепаха, кстати, догонит ли Ахиллес черепаху, окончательно установили только в девятнадцатом веке. Если бы не атомистическая теория, то древнегреческая математика после парадоксов Зенона просто не вышла бы из кризиса.

К современным течениям философии относится более двух десятков школ: экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, либерализм, структурализм и другие. Образование новых философский структур часто связано с разрушением или трансформацией старых, поэтому некоторые имена упоминаются в двух, а то и большем количестве школ. Например, Карл Поппер считается как основателем постпозитивизма, так и представителем критического рационализма.

У такой философии как эпикуреизм (названной по имени грека Эпикура) было несколько жизней. Причем, что интересно, нам сейчас не столько известны греческие эпикурейцы, сколько представители французского эпикуреизма XVII—XVIII века. Многие ученые и писатели увидели в этике удовольствия свет при выходе из тоннеля средневековой философии. Валла, Гольбах, Дидро, Гельвеций проповедовали разумный эгоизм, который, однако, не исключал основных постулатов церкви, однако их все равно записали в ряды вольнодумцев.

Когда-то философы воспитывали величайших правителей и были носителями наук. Чуть позже за философские и научные взгляды людей сжигали на кострах. По прошествии еще веков четырех философы вышли из тени и начали играть роль либо государственных деятелей, либо отдельных единиц, либо переквалифицировались в ученых – но все это не так повлияло на «любовь к мудрости», как новые времена. Сейчас мы можем свободно высказывать свои мысли, а название философ уже стало нарицательным.

 

 

Главные улицы Рима освещались факелами и светильниками. Ширина проезжей части римских улиц строго

регламентировалась. На площадях стояли не только храмы, памятныеобелиски и колонны, но и гимнастические залы и термы - знаменитые римские бани, отличавшиеся совершенством устройства и исключительно богатым декором. Термы были публичными, для простонародья, и аристократическими - для патрициев, которые проводили в них большую часть своего свободного времени, занимаясь гимнастикой, ведя философские диспуты и играя в изысканные игры.
От Рима во все стороны света расходились прямые, как стрела, дороги. Вымощенные плитами из тесаного камня, они были идеально ровными, некоторые из них имели длину более 1000 км. Дороги были разбиты на дистанции в 32 км - примерно день пути. В конце дистанций имелись постоялые дворы, где были гостиница, таверна, конюшня и военный пост. Все римские дороги патрулировались солдатами. На постоялых дворах была организована почта.
С конца II века и весь III век Римская империя подвергалась непрерывным вторжением варваров. Самыми опасными варварами были племена германцев. Они переправлялись через пограничные реки Рейн и Дунай, грабили и разрушали города и селения, а порой захватывали целые области. Границы охраняли многочисленные легионы, однако римские полководцы использовали войска не только для обороны, но и для борьбы за императорскую власть.

В ожесточенной борьбе полководцев одержал верх один из них - Константин (306 - 337 гг.). Он стал неограниченным правителем империи, его воля была законом для всех. Константин не любил Рим, бывал в нем редко и решил перенести столицу. Местом для нее он выбрал греческий город Византий на берегу пролива Босфор. Здесь находился перекресток торговый путей: водного - из Средиземного моря в Черное и сухопутного - из Малой Азии в Европу. По воле императора в новой столице построили дворцы, театры, цирк, термы. Наряду с храмами, посвященными древним богам, воздвигли и христианские храмы. Новая столица получила название Константинополь в честь ее основателя.
Управлять огромной державой из одного центра - Константинополя становилось все труднее и труднее. Положение в империи осложнялось непрерывными вторжениями варваров в ее пределы. Поэтому император Феодосии перед своей кончиной разделил империю между двумя сыновьями. В 395 году на месте единой державы образовались два государства: латиноязычная Западная Римская империя и грекоязычная Восточная Римская империя.
Восточная Римская империя была богаче и сильнее Западной. Благодаря внутренней и внешней торговле, труду свободных крестьян и ремесленников городов, императоры Востока могли содержать сильную армию и обладали богатой казной. Разногласия императоров Запада и Востока в большей степени ослабляли Западную империю. Кроме того, Восточная империя силой и подкупом старалась отвести от своих границ варварские племена и направить их на запад.
В 402 году на Западную империю обрушались вестготы. Для отпора им Риму пришлось отозвать свои легионы из Британии и Галлии. Через несколько лет Рим лишился Испании и Северной Африки - эти территории были захвачены вандалами, бургундами, франками. В 410 году вестготы вновь вторглись в Италию. Предводительствовал ими Аларих, слава о победах которого опережала его армию. После долгой и изнурительной осады Рим был взят и разграблен. Опустошив Италию, вестготы двинулись в Южную Галлию, где в 418 году основали свое королевство.
Римские власти утрачивали контроль над все новыми и новыми территориями, хотя официально бургунды, вестготы, франки и другие германцы считались союзниками римлян, а варварские вожди получали звания патрициев. Сама власть императоров, обосновавшихся в Равенне, держалась в основном за счет наемных отрядов, сформированных из германцев.
По стопам германцев в пределы Западной Римской империи двинулись и гунны, захватившие в V веке Паннонию (сейчас это территория западной Венгрии). На своем пути они подчинили многие германские племена. Предводителем гуннов был талантливый полководец и одаренный политик Аттила, вошедший в историю как "Бич божий". Он добился единоличной власти над собственным народом и союзными племенами, истребив своих родичей и политических противников. Одно имя его наводило ужас на соседей. Древний историк писал о нем: "...этот человек родился в мир для потрясения народов и для внушения страха всем странам". В середине V века Аттила вторгся в Галлию, угрожая как галло-римскому населению, так и обосновавшимся здесь германцам. Речь, однако, шла не только о судьбе Галлии. Торжество гуннов означало бы крах всей римской цивилизации, к которой успели приобщиться и германцы за многие десятилетия соседства. В 451 году в грандиозной "битве народов" на Каталаунских полях сошлись две армии. Армией римлян, к которой присоединились и ряд германских племен, командовал римский полководец Аэций. В результате жестокого сражения, в котором пал и был затоптан конями король вестготов Теодорих, а сам Аттила едва не погиб, гунны отступили и вернулись за Рейн. Эта победа была последним крупным политическим успехом Рима, к тому же одержанным в основном благодаря военной силе варваров-вестготов. Вскоре смерть Аттилы, распри его сыновей и мятежи покоренных народов привели к распаду гуннского племенного союза, в течение долгого времени устрашавшего Европу.
Победа при Каталаунских полях усилила процесс распада Западной Римской империи. Варварские государственные образования начинают проводить самостоятельную внешнюю политику, не подчиняясь императорам Рима. Некоторые из них без особого труда присоединяют к своим владениям значительные области империи. Правительство контролировало лишь небольшую часть Италии и Испании. Но вскоре и эти территории оказываются под властью германских племен.
Формальной датой падения Западной Римской империи принято считать 476 год, когда последний император, пятнадцатилетний Ромул Августул, был свергнут с престола предводителем своих германских наемников Одоакром. Регалии последнего императора Рима были отправлены в Восточную Римскую империю, которая пережила Западную на тысячу лет. Одоакр не стал принимать титул римского императора, а был провозглашен конунгом - королем, как это было принято в других варварских государствах.
Так закончила свое существование Западная Римская империя. Наступил новый период в развитии всемирной истории - эпоха Средневековья.

 

 

 

 



Конструктор сайтовuCoz